Услуги
Полезное
15.06.2020 г. - 22:19
Каждый день на знаковой и очень посещаемой площади Сан-Фелипе Нери в Барселоне происходит волшебный момент. Во время перемены ученики школы, носящей имя этого святого, отстраняют десятки туристов, которые ее занимают, ставят ограждения на входах, чтобы никто не мог войти... и начинают играть. На один час они становятся хозяевами этого места, в то время как группы туристов ждут по другую сторону ограждения. Эти дети прекрасно отражают сегодняшний дух жителей готического квартала всех возрастов: они выходят насладиться улицами, которые уже давно перестали им принадлежать. И они делают это с некоторой грустью, потому что знают, что «звонок вот-вот прозвонит».
Тере Пикасо, 69-летняя активистка района, предпочитает сравнение со сном. «Мы не хотим просыпаться, это ужасно». Наихудшее из этого кризиса в области здравоохранения и самоизоляции в этом районе уступило место картинам, которые его жители, немногие, которые остались, думали уже никогда больше не увидят. Прогулки без неудобств по Рамбле, дети, играющие в мяч и катающиеся на велосипеде по площади Пласа-де-ла-Катедраль, по всегда людной улице Бисбе, семейные полдники на площади Пласа-Реаль... Даже Тереса брала велосипед в эти дни. «Обычно это вообще немыслимо, слишком много людей», - комментирует она.
Прогулка с Тересой по Готическому кварталу позволяет увидеть, как в эти дни местные жители завладели этими местами, «отданными» туристам, а также то, как неспешно протекает жизнь без гостей города, после стольких лет экономической зависимости. «Эпидемия дала нам, местным жителям, выступающим против того, чтобы было больше туризма, довод, потому что показала нам, что без туристов мы, местные жители, наконец, можем занять улицы, которые были у нас отняты», - объясняет она, пока пьет стакан воды на террасе кафе «Опера», посреди Рамблы. «Вот уже 40 лет, как я не ступала ни в один из этих баров», - говорит она.
Самое большое удовольствие для нее в эти дни было вернуться на Рамблу. Свободную от туристов, она каталась по ней на велосипеде и ходила пешком почти каждый день. История ее жизни частично связана с этим проспектом: она родилась на параллельной улице Рока, в том же доме, где ее бабушка родила ее мать, и она живет там и по сей день. Она вспоминает, как 1960-х годах ходила с дедушкой в детский кинотеатр «Атлантико» - теперь там магазин Levi's - или в галереи Ла-Сальдадора - теперь здесь располагается отель May Rambla; а также «бурные» ночи своей юности в 70-х годах и демонстрации и даже баррикады, которые она обнаруживала, возвращаясь с занятий в Ла-Массана, исторической художественной школы в квартале Раваль.
От того Готического квартала 40-летней давности почти ничего не осталось, но также ничего не осталось и от того, который был всего десять лет назад, когда Олимпийские игры поместили город на мировую туристическую карту, но ещё не произошел бум дешевого и туристического жилья. На протяжении всего маршрута Тереса не перестает указывать на закрытые магазины, почти всегда из-за высокой аренды или предложений инвесторов. В самом начале она указала на колбасный магазин Кармен на улице Эскудельерс. «Они организовали угощение с бутифаррой [свиная колбаса, одно из главных блюд в каталонской кухне] перед закрытием», - объясняет она. А это был магазин со 100-летней историей.
8,5 миллионов туристов, которые ночуют каждый год в Барселоне, в дополнение к 3,5 миллионам пассажиров круизных лайнеров, которые проводят день в городе, являются слишком ценным источником дохода и являлись таковым на протяжении десятилетий, чтобы голоса местных жителей были услышаны. Об этом ясно говорит Тереса, долгое время являвшаяся членом Ассоциации жителей Готического квартала. «В вопросе джентрификации мы уже ходим по кругу. Ещё во время Олимпийских игр мне говорили, что мне повезло жить в районе, стоимость жилья в котором растет», - комментирует она.
Помимо провождения времени на улицах в ожидании возвращения туристов, начиная с 21 июня, когда откроются границы, жизнь в Готическом квартале во время ослабления ограничительных мер приносит некоторые удовольствия, которые только его местные жители могут разгадать и оценить. Тереса упоминает два. Первое - иметь возможность ходить без шума вытяжных вентиляторов. В этом районе местные жители никогда не ходят по основным проспектам, а скорее по улочкам, которые их окружают, и именно на тех улицах множество вытяжных вентиляторов, расположенных позади магазинов и ресторанов. «Это особая тишина», - размышляет женщина.
Другая деталь заключается в том, что теперь местные жители встречаются. Они останавливаются, приветствуют друг друга. «Проблема не в том, что мы обычно не пересекаемся, а в том, что если это происходит, мы не видим друг друга. Сложно увидеть знакомое лицо, когда вокруг полно людей», - объясняет Тереса.
Именно это комментирует ее подруга Роса после встречи на площади Пласа-Реаль, которая всегда переполнена, особенно ночью. Большинство баров, которые занимают колоннады этой квадратной площади, закрыты. То же самое произошло с большей частью предприятий в этом районе, от магазинов одежды и сувенирных магазинов до кафе-мороженых и ресторанов, хотя именно на этой неделе они начинают открывать свои двери.
«Если нет туристов, то нет и террас, - шутит Роса. - А вы видели рынок Бокерия? Какая прелесть!», - комментируют они с Тересой. Они обе обычно ходят за продуктами на этот рынок, расположенный на Рамбле, прилавки которого уже больше ориентированы на туристов, чем на местных жителей.
С другой стороны облегчения, с которым живут некоторые местные жители в эти дни ослабления ограничительных мер, — это страдания магазинов и ресторанов, которые в большинстве своём нацелены на иностранцев. Различные гильдии, отельеры и рестораторы, неоднократно предупреждали о падении оборотов, которое официант кафе «Опера» в этот понедельник обозначил цифрами. «Без туристов и без Liceo [бар напротив исторического концертного зала] никто не приходит. На днях мы заработали 40 евро за весь день», - с тревогой сказал он. Из 17 работников, которые обычно присутствуют в этом заведении, в эти дни работают только 4.
На той же площади Пласа-Реаль, где беседуют Тереса и Роса, группа местных жителей, многие из которых являются матерями и отцами из школ квартала, собираются каждый четверг, требуя сделать Готический квартал менее враждебным. Дети полдничают и проводят день, катаясь на роликах и велосипедах. «Это способ заполучить обратно пространство и заявить о том, что мы не хотим, чтобы все вернулось к тому, как было раньше», - заявляет Марти Кусо, активист группы Resistim Al Gòtic («Отстоим Готический квартал»).
Детство — это другая драма этого квартала. «Детей никогда не видно на улице, отчасти потому, что все больше и больше семей не могут позволить себе такую дорогую квартплату», - объясняет Тереса. Но в эти дни дети гуляли. Как, например, две дочери Хуана, которые в понедельник в полдень играли в мяч на площади Сан-Фелипе Нери. «На днях после полудня мы играли перед собором, это было очень круто», - объясняет старшая дочь Адриана.
Она была одной из учениц, которые в течение многих лет использовали площадь Сан-Фелипе Нери в качестве прогулочного двора. Теперь она уже учится в средней общеобразовательной школе и достаточно взрослая, чтобы знать, что эти дни были исключительными. «Туристы обязательно вернутся через несколько дней», - предполагает Хуан. Тереса также не сомневается в этом: «Очень жаль, потому что мы вернемся к тому же».
Источник: eldiario.es
Перевод части статьи: diplomat-consulting.ru
При использовании материалов ссылки на сайты (источника и переводчика) обязательны.