Услуги
Полезное
Под знаком полумесяца
Почти 800-летнее мавританское присутствие способствовало раннему развитию высокой культуры Иберийского полуострова. Начиная с 711 г. в отсталую Европу начали поступать с востока новые технологии и ценные знания. Арабы ввели ноль в систему чисел, изобрели хирургические инструменты, усовершенствовали орошение. Изумительная по красоте Кордовская мечеть (Мескита) была построена во времена правления династии Омейядов (785-1009). В XI в. Власть в мавританской Испании переходит к династии Альмохадов, береберов-мусульман из Северной Африки (Марокко). К этому времени относится применение в строительстве фигурной кирпичной кладки, образцом чего является роскошная башня Хиральда в Севилье. Блестящий дворцовый ансамбль Альгамбра в Гранаде свидетельствует об утонченном образе жизни Насридов, династия которых покинула Гранаду последней в 1492 г.
Безымянные мастера
Мудехарами назывались мусульмане, оставшиеся жить в покоренных христианами землях и сохранившие свои обычаи и традиции, а также религию. Они славились как искусные каменщики, резчики по дереву, мозаичники, художники - орнаменталисты, гончары. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы - кирпич, дерево, конструктивные декоративные элементы, подковообразные и многолопастные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмилучевую звезду, наборные деревянные резные раскрашенные потолки – артесонадо, резной орнамент из стука и цветные изразцы. Четырех- и восьмиугольные колокольни напоминали минареты, нередко бывшие минареты служили основой церковных башен. Так возник синтетический стиль, в котором слились элементы мавританского, готического, а позже ренессансного искусства.
Постройки этого стиля отличались простой, прекрасно отвечавшей климатическим условиям планировкой. Приветливым нарядным обликом. В строительстве участвовали не только мусульманские, но и христианские мастера. Стиль мудехар получил интенсивное развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии, в таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других. В 1609 г. в Испании произошло изгнание морисков, т.е. крещеных потомков мудехаров. Однако переданная мудехарами мавританская художественная традиция оказала влияние на последующее развитие искусства Испании и ее заокеанских колоний.
Триумф готики
В северных королевствах полуострова искусство испытывало французское влияние после того, как христиане вернули себе власть. От тех времен сохранились великолепные романские церкви вдоль пути к гробу Св. Иакова и в Каталонии. С XIII века началось строительство монументальных готических соборов (Леон, Бургос, Толедо).
В конце XV в. готика нашла свое чисто испанское продолжение в так называемом исабелино, архитектурном стиле, использующем как готические элементы, так и мухедарскую орнаментику. В живописи кумирами художников XV и XVI вв. были итальянские и нидерландские мастера. Глубокой религиозностью и мистической таинственностью проникнуты картины Франсиско Рибальты (1555-1628), Хосе де Риберы (1591-1652) и др. Доменико Теотокопули, уроженец Крита, прозванный Эль Греко (1541-1614), используя принцип светотени для воплощения своих одухотворенных и трагических образов, создал новый и оригинальный художественный язык.
«Золотой Век»
«Золотым веком» называют эру испанского господства в Старом и Новом Свете. Золотом и серебром Южной Америки оплачивались не только войны и бюрократия, но и невероятная роскошь храмов. Филипп II, непримиримый враг Реформации, приказал построить для себя в центре Испании, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, монастырь-дворец Эскориал, Его строгий стиль, созданный архитектором Хуаном де Эррерой, сложился под влиянием архитектуры итальянского Возрождения и получил название эрререско. Национальным стилем испанского Возрождения, своего рода предшественником барокко, стал стиль платереско. Как и серебряные ювелирные изделия (плата- по-исп. серебро), платереско отличается обилием тончайших орнаментов, что можно видеть, например, в Саламанке (фасад университета) и Бургосе (главный алтарь собора).
«Золотой век» испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Бартоломе Эстебан Мурильо и Диего Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины «Менины», или «Фрейлины», «Сдача Бреды», «Пряхи» и портерты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.
Характерными чертами барокко XVII-XVIII вв. являются украшенные орнаментом колонны, причудливые лепные украшения, театрально расставленные статуи (соборы Гранады, Мурсии; дворец Маркес-де-Дос-Агуас в Валенсии).
От Гойи до Гауди
Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например в его «Расстреле повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», а также серии «Бедствия войны». Вызывающие страх «черные картины», созданные незадолго до смерти мастера,- не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени. В тот же период отмечается все большая тенденция обращения к классицизму (напр., в архитектуре – Королевский дворец в Мадриде) и историзму, связанная прежде всего с застоем культурной жизни. В начале XX в. во всей Испании приобретает популярность стиль модерн, особенно каталонский вариант европейского модерна, восторженно встреченный крупной буржуазией. В противовес консервативно-классической архитектуре выдающийся представитель модерна Антонио Гауди стремился в своих постройках соответствовать природе и потребностям человека (например, дом Мила, храм Святого Семейства в Барселоне).
Пикассо и другие
Наиболее значительным мастером художественного авангарда XX в. считается уроженец Малаги Пабло Пикассо (1881-1973). В различные периоды своего творчества он умел с необыкновенной динамикой и жизненной силой раскрыть важные для себя темы. Одним из ключевых произведений гениального художника стала «Герника» (1937), в которой передан ужас ночной бомбардировки маленького баскского города Герника, разрушенного немецкими фашистами.
Каталонец Х. Миро создал на основе кубизма свой самобытный поэтический мир красок и символов.
Сюрреалист С. Дали прославился как мастер иллюзорного изображения. Еще один каталонец, А. Тапиес (род. в 1923 г.), со своими «материальными» картинами относится к наиболее значительным представителям абстракционизма.
Уроженец Сан-Себастьяна Э. Чильида (род. в 1924 г.) создает скульптурные фигуры из металла; его скульптура, установленная в Берлине в 2000 г., символизирует единство Германии. О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют, в частности, постмодернистские сооружения архитекторов Риккардо Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).
Фламенко и севильяна
Происхождение слова фламенко точно не установлено и имеет разные версии; впервые это название в современном музыкальном смысле возникло в XVIII в. Само же народное искусство фламенко, в котором центральное место занимает песня (канте), возникло в XV в. в результате слияния самых различных культур на Иберийском полуострове. Фламенко отражает влияние арабской музыки, византийских христианских ритуалов, песнопений иудейской общины и песен цыган.
Появившиеся в Испании в XV в. цыгане оказались теми, кто в первую очередь хранил и обновлял эту музыкальную традицию. Как всякое народное искусство, традиция фламенко передается от учителя к ученику и письменно не фиксируется. Группа самых старых песен, включающих темы одиночества, вечных потерь, спектр эмоций от экстаза до отчаяния, называется кантэ-хондо (глубокая песня) и наиболее тесно связана с цыганами. Во время исполнения певца подзадоривали быстрым хлопаньем в ладоши и одобрительными возгласами. Гитара и танец появились позднее, а пестрые фольклорные наряды в стиле «Кармен»- открытие недавнего времени. Малагуэнья, фанданго, алегрия являют собой вариации строгих изначальных форм фламенко, как и радостно зазывная севильяна, которую танцуют даже на дискотеках.
Кроме того, в Испании существует около тысячи народных танцев и песен. Хота, сравнительно простой с точки зрения гармонии напев с несложными стихами (коплас), распространена в Арагоне, Наварре и Кастилии. Из Галисии пришла меланхоличная алала, в которой, как принято считать, выражается извечная тоска по лучшей жизни.
Оптимистичнее звучит муньейра, танец, сопровождаемый галисийскими волынками – гайтас. Каталонцы встречаются каждое воскресенье на площадях сел и городов, где становятся в круг и, взявшись за руки, танцуют сардану – неторопливый танец, ставший символом их общности и национального единства.
Классическая испанская музыка также нередко черпала вдохновение из богатства народной музыки. Например, в произведениях Мануэля де Фальи (1876-1946) национальные элементы нашли новое выразительное преломление. К наиболее популярным пьесам для соло-гитары с оркестром относится Аранхуэсский концерт валенсийца Хоакина Родриго (1901-1999).
Дон Кихот и другие
герои Самым известным литературным свидетельством Реконкисты является эпическая поэма «Песнь о моем Сиде» (ок. 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от араб. «сиди») – повелитель. Классики исапнского театра, родоначальники «золотого века» литературы Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на русской сцене; Тирсо де Молина запечатлел в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал Рыцарь Печального Образа – Дон Кихот Ламанчский Мигеля де Сервантеса. В конце XIX в. разочаровавшееся в политике «поколение 98-го» встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Рамон Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как «поколение 27-го». Ее самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами.
Прилетайте и окунитесь в насыщенную испанскую культуру, а оформить визу в Испанию поможет «Димломат-Консалтинг».